Морские перевозки
Что такое морские перевозки и в чем их преимущество
Уже на протяжении нескольких столетий именно морским транспортом перевозится большая часть грузов. Такое особое место в структуре перевозок морской транспорт удерживает благодаря целому ряду преимуществ:
- относительно низкая цена, обеспеченная высокой грузоподъемностью судна – как результат, стоимость перевозки, распределенная на все партии на борту судна, остается ниже, чем при использовании альтернативных видов перевозки;
- высокая пропускная способность портов и терминалов, что позволяет экономить на скорости погрузо-разгрузочных и таможенных операций;
- развитая портовая инфраструктура практически по всему миру, а это значит - неограниченная география перевозок;
- универсальность – на борту морского судна можно перевозить практически любые грузы – вне зависимости от габаритов и специфики груза практически всегда есть вариант организовать его морскую перевозку.
Виды морских перевозок и типы судов
Чтобы обеспечить перевозки различных категорий грузов морские линии, как правило, специализируются на определенных перевозках и используют целый арсенал различных типов судов:
- контейнеровозы – перевозят партии грузов, затаренные в универсальные морские контейнеры различных типов и вместимости;
- ролкеры – специально оборудованные суда для перевозки крупногабаритных грузов, техники, вагонов и т.д.;
- балкеры – суда для перевозки насыпных грузов. Оборудованные специальными емкостями;
- танкеры – суда для перевозки наливных грузов (нефтепродуктов, масел, иногда сыпучих грузов);
- реф-суда - суда, специально оборудованные холодильными установками, обеспечивающими температурные режимы для перевозки особых грузов и проч.
Чем регулируется сфера морских перевозок. Документы и правила.
Особенность морских перевозок заключается в том, что большая их часть является международными. Для регулирования таких перевозок необходимо учитывать положения как национального законодательства стран-участниц международной морской перевозки, так и международные конвенции.
Международные морские перевозки регламентируются несколькими базовыми нормативно-правовыми документами:
- Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924г) - составляет одну из основ современного международного частного морского права. Конвенция от 1924 г. изменялась неоднократно протоколами последующих годов.
- Правила Гаага-Висби - оформлены Брюссельским протоколом в 1968 году, известны как Правила ГаагаВисби.
- Конвенция ООН о морской перевозке грузов.
Общие правила, единые для всех грузовладельцев, определяются условиями, обозначенными на оборотной стороне коносамента (основного документа морской перевозки).
Документы, сопровождающие морскую перевозку
На практике каждую морскую перевозку сопровождает достаточно обширный документооборот, имеющий свою специфику на каждом этапе перевозки для разных типов груза, географии перевозки и т.д. Здесь упомянем только основные документы, с которыми столкнется каждый заказчик морской перевозки:
- коносамент (bill of lading) – основной документ морской перевозки (особенности и роль этого документа мы рассмотрим в отдельном разделе). Если упростить, то коносамент является морской накладной;
- сервисный контракт – это основной договор, регламентирующий взаимоотношения между морской линией и лицом, размещающим букировку – заказ на перевозку груза морским транспортом. Не имея прямого сервисного контракта с линией, вы не сможете выступать заказчиком перевозки;
- SO (shipping order) – погрузочный ордер, погрузочная инструкция - это первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе, служит основанием для его приемки на судно;
- релиз-ордер/телекс-релиз – это документ-разрешение, дающий линии, как оператору морской перевозки, инструкцию и разрешение на выдачу груза получателю для дальнейшего распоряжения. Релиз, а точнее отказ в его предоставлении, также является способом удержания груза со стороны перевозчика или отправителя в случае нерешенных финансовых вопросов между сторонами перевозки;
- VGM (Verified Gross Mass) – декларация о подтверждении массы брутто контейнера, или сертификат взвешивания. Этим документов в порту отправления подтверждается фактическая масса брутто груза.
Что такое коносамент и что важно про него знать?
Особая роль коносамента, как основного документа морской перевозки груза, заслуживает того, чтобы сказать о нем подробнее.
Природа коносамента и его роль определяются теми функциями, которые выполняет этот документ:
- коносамент – это подтверждение факта, что груз принят к перевозке
- коносамент – это подтверждение факта заключения договора морской перевозки
- коносамент – это транспортный товаросопроводительный документ, обязательный для целей распоряжения грузом, целей фиксации перехода рисков, целей финансового учета и таможенного оформления грузов.
Международными правилами морских перевозок четко регламентируются обязательные поля и правила их заполнения в коносаменте.
На лицевой стороне документа указываются обязательные реквизиты коносамента: наименование и местонахождение (юридический адрес) перевозчика, наименование отправителя и получателя, пункты отправления и назначения, название судна, сведения о грузе, информация о внешнем состоянии груза, место оплаты фрахта.
До недавнего времени грузы обращались в сопровождении бумажной версии коносамента, который выпускался в трех экземплярах. Выдача груза в порту назначения получателю была возможна при наличии оригинала коносамента. Сейчас все больше перевозок сопровождается электронными коносаментами, что значительно «облегчает жизнь» всем участникам перевозки и сводит к минимуму простои, связанные с оборотом документов.
Стоимость морской перевозки: из чего складывается и как ее можно оптимизировать
На стоимость морской перевозки в каждом конкретном случае может влиять огромное количество факторов: специфика груза, тип перевозки (контейнерная, балк, ro-ro и т.д.), используется ли контейнер и чьей он собственности – линейный или собственности иной стороны), маршрут перевозки, необходимость в дополнительных услугах на разных этапах перевозки и т.д. Кроме того, некоторые грузы требуют особых согласований условий перевозки перед отправкой – опасные, негабаритные и т.д.
В общем же, структура стоимости морской перевозки состоит из следующих основных статей:
- стоимость доставки груза в порт отправления, локальные сборы, терминальные в порту отправления (при отправках на условиях Инкотермс, возлагающих эти затраты на вас, как на сторону перевозки, например EXW при импорте в РФ)
- собственно морской фрахт – стоимость морской перевозки как таковая
- drop-off, стоимость аренды контейнера – как собственно морская линия, так и сторонний собственник порожнего контейнера дает контейнерное оборудование в пользование с условием отправки его в определенный город, с возвратом контейнера в условленный пункт за определенную цену (в текущих реалиях эти суммы могут достигать нескольких тысяч долларов и не стоит пренебрегать этими величинами при планировании перевозки)
- дополнительные услуги и операции, зависящие от специфики груза и условий перевозки (надбавки, дополнительные сборы, согласования и т.д.)
- терминальные в порту прибытия, доставка, местные сборы по прибытии (при отправках на условиях Инкотермс, возлагающих эти затраты на вас, как на сторону перевозки, например CPT, CIP при экспорте из РФ)
- страхование
В текущих реалиях стоимость морской перевозки меняется крайне часто и существенно. Причин тому множество – от конъюнктуры конкретного рынка до глобальных логистических кризисов.
Есть несколько вариантов:
- при широкой географии перевозок можно учитывать специфику сервисов от разных морских линий, выбирая варианты для разных маршрутов или разных типов контейнерного оборудования) – с одной линией плывете в импорте из Китая, а экспорт в Индию – делаете с другим перевозчиком;
- лавировать выбором порожнего контейнерного парка и на этом экономить – часть перевозок организовывать в контейнерах собственности морских линий, часть – в собственности других компаний-владельцев контейнерного парка;
- работать через разных морских агентов за рубежом – часто морской фрахт одной и той же морской линии может отличаться на несколько сотен долларов, если вы запросите сервис у разных агентов;
- стараться не использовать услуги «второго, третьего и т.д.» экспедитора, которые покупают и перепродают услугу морской линии не напрямую, а через целую цепочку посредников. Экспедитор, имеющий прямой контракт с морской линией или собственный морской сервис легко вам подтвердит свой статус номером сервисного контракта или даже наличием собственного судна.
«Подводные камни» морских перевозок
Организовать морскую перевозку – задача, безусловно, непростая, хотя решаемая.
Можно не знать специфику таких перевозок на уровне опытного профессионала в логистике, но что точно стоит иметь в виду, так это некоторые моменты, которые могут стать неприятным сюрпризом, если морские перевозки становятся новым элементом вашего бизнеса:
- сложная «мат.часть»: международные правила и регламенты, специфика документов и сложность терминологии – все это может показаться слишком сложной задачей, не имеющей решения. Вы можете решить вообще отказаться от идеи морской перевозки или «переплатите» за сервис того оператора, который завысил вам ставку, пользуясь вашей неосведомленностью;
- «сложности перевода»: если вы решите самостоятельно организовать бизнес-процесс, связанный с морскими перевозками внутри вашего бизнеса, то вам придется поискать специалистов в логистической сфере со знанием языка, и те только английского – вам нужно будет подписывать прямые контракты с партнерами из других стран, читать, проверять и исправлять сопроводительные документы, ежедневно устно и письменно взаимодействовать с иностранными партнерами в линиях и портах;
- экономическая составляющая: неочевидность составных элементов стоимости морской перевозки, обилие дополнительных сборов, штрафов, сверхнормативное хранение в портах и пользование контейнерами – все это для непрофессионального участника морской перевозки может оказаться сюрпризом по факту прибытия груза из пункта А в пункт Б. Себестоимость может оказаться выше ожиданий;
- начинающему заказчику морской перевозки бывает сложно выбрать профессионального и надежного партнера по экспедированию морской перевозки, потому что крайне сложно не зная деталей, проверить компетенции конкретной компании, подписать договор с которой вы собираетесь. Вы можете «переплатить» за сервисы и услуги, которые не являются обязательными. Вы можете просто купить сервис с наценкой от экспедитора, который просто является «третьим с конца» посредником. Вам могут при выставлении предложения выдать «голый фрахт» за стоимость перевозки «под ключ», а по факту (когда груз уже будет стоять на борту судна или в порту) прислать на оплату дополнительные счета на сумму в два раза больше «оговоренного» фрахта.
Организовывать ли процесс морской перевозки силами собственного отдела логистики внутри бизнеса или привлечь для выполнения «трюков» профессионалов – это вечный вопрос, который каждый клиент решает самостоятельно.
Наше мнение: не стоить отвлекать ресурсы и время на процессы, не являющиеся для вашего бизнеса основными.
Профит Транс изо дня в день делает именно то, в чем вы только сейчас пытаетесь разобраться. Мы ежедневно возим грузы морем, делаем это профессионально, по всему миру, в любых условиях. В части маршрутов Профит Транс является оператором собственного морского сервиса, в части – мы являемся первым экспедитором, имея работающие сервисные контракты с широким списком морских линий. Владивосток – едва ли не главные морские ворота России сейчас – это наш «домашний» порт и город, в котором была основана компания.
Мы знаем все нюансы и тонкости морской перевозки, позволяющие нам обеспечивать профессиональный, качественный и экономичный сервис для наших клиентов.